Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Рисовашки

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2.
2.1.
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Основные характеристики Программы
Пояснительная записка
Адресат Программы
Объем и срок освоения Программы
Форма обучения
Особенности организации образовательного процесса. Режим
занятий
Цель и задачи Программы
Содержание программы: учебный план Программы, содержание
учебного плана
Планируемые результаты
Организационно-педагогические
условия
реализации
Программы
Календарный учебный график
Условия реализации Программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин Программы
Список литературы

2

3
3
5
6
6
6
7
8
9
25
25
25
27
27
30
32
32

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Рисовашки» имеет художественная
направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа –
художественной направленности «Рисовашки» разработана в соответствии с
нормативными документами:

Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ»

Федеральным Законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания».

Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол №
3).

Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года /
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p.

Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года /
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-рЗаконом
Российской Федерации «Об основных гарантиях ребёнка» от 24.07.1998г. № 124 ФЗ

Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав
потребителей» (с изменениями от18.07.2011г.)

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. №
706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы
по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»)

Уставом МБДОУ - детский сад № 168 Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение - детский сад№ 168
(далее – МБДОУ – детский сад № 168) осуществляет образовательную деятельность в
интересах ребёнка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание
благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность
удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного
образования.

3

Программа направлена на:
 Создание эффективной системы выявления и развития способностей, заложенных в
ребёнке
 На формирование эстетического отношения к миру и раскрытие творческого

потенциала каждого и его самореализации в художественной деятельности
 Удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и

запросами родителей (их законных представителей)
 Развитие

индивидуальных

способностей,

креативности,

самостоятельности,

творческого самосовершенствования детей дошкольного возраста.
Актуальность Программы
Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств
познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый
ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из
наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является
изобразительная, художественная, продуктивная деятельность, создающая условия для
вовлечения ребенка в собственное творчество.
Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир,
они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к
стандартному набору изобразительных материалов и традиционным
способам
передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного
развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития
творческих способностей детей.
Эта Программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по
качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения,
развивать творчество детей.
И так как есть социальный заказ со стороны родителей, уровень развития и
способности детей, возможности дошкольной организации в предоставлении условий
для реализации данной Программы, то создание изостудии «Волшебные краски».
В основе Программы – концептуальные идеи Л.В. Выготского,
Г.В.
Плеханова, теория деятельности П.Я Гальперина, В.В. Давыдова А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубенштейна и теории художественного воспитания детей А.В. Бакушинского, Н.А.
Ветлугиной, И.А. Лыковой.
Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов
детей, посещающих детские сады МБДОУ - детский сад № 168 в художественноэстетическом развитии, для достижения полной гармонии с самим собой и окружающим
миром, для возможности реализации свободы выбора действий, приобщения детей к
искусству.
Уровень освоения Программы – общекультурный.
1.2.Адресность
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 5 - 7 лет.
Характеристика особенностей художественно-эстетического развития детей
дошкольного возраста
Возраст
Особенности художественно-эстетического развития

4

5-7 лет
Старший
дошкольный
возраст

К концу старшего дошкольного возраста может
более
сосредоточенно
рассматривать
произведения
изобразительного
искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать,
сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка
развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает
выразительно-изобразительные средства в различных произведениях
искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре,
осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов
искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к
определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных
произведений.
Активно развиваются художественно-творческие способности, дети
сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски,
создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное
отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со
своим собственным.
Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная
отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на
простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть,
но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях
искусства.
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в
искусстве, к различным видам художественной деятельности. У детей
наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к
поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения
детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное
творчество, однако
детские замыслы еще
характеризуются
недостаточной устойчивостью и отчетливостью.
Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и
этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все
прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя.
Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и
сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь
часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения
на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства.
Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в
творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться
эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству,
пользуясь всеми доступными ему средствами.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя
и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений,
заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает
к сопереживанию, к осуждению зла.
В Программе учитываются:
 индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования
 возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учётом
их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
1.3 Объём и срок освоения Программы
Срок освоения Программы: 2 года
5

Модуль 1 (первый год обучения) - 34 учебных недели /1 ч. в нед. /34ч +2 недели пед.
диагностика и итоговое мероприятие
Модуль 2 (второй год обучения) - 34 учебных недели /1 ч. в нед. /34ч +2 недели пед.
диагностика и итоговое мероприятие
Объем времени
5 - 6 лет
(старшая группа)
Педагогическая 1/25
диагностика
1/25
Итоговое
мероприятие

6 -7 лет
(подготовительная к школе
группа)
1/30
1/30

1.4 Форма обучения – очная
1.5. Режим занятий
Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы
по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»).
Занятия проводятся по группам 6-12 человек. Кратность занятий в неделю и их
рекомендуемый режим регулируется нормами СанПин.
Для обучающихся по дисциплине «Бумагопластика»:
 1 год обучения: 1 раз в неделю по 25 минут
 2 год обучения: 1 раз в неделю по 30 минут
Для обучающихся по дисциплине «Пластилинография»:
 1 год обучения: 1 раз в неделю по 25 минут

 2 год обучения: 1 раз в неделю по 30 минут
Для обучающихся по дисциплине «Изобразительная деятельность»:
 1 год обучения: 1 раз в неделю по 25 минут

 2 год обучения: 1 раз в неделю по 30 минут
Расписание занятий
ВОЗРАСТ
5-6 лет
(старшая группа)
6-7лет (подготовительная
группа)

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
(МИН.)
25

ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
15.40 – 16.05

ДЕНЬ
НЕДЕЛИ
Четверг

30

15.40 – 16.10

Понедельни
к

1.6. Цель, задачи реализации Программы
Цель: формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством
развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся
оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; развитие способности к
восприятию художественного произведения.
6

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ.
№ Дисциплина
1.

2.

3.

Курс обучения (возраст детей)

I модуль (5-6 лет)
Изобразитель Познакомить с приемами
ное искусство. рисования различными
материалами, показать
возможность цветового решения
одного образа с помощью
нескольких цветов или оттенков.

Бумагопласти Формировать навыки и умения
художественной обработки
ка.
бумаги, представления детей о
средствах выразительности
разнообразных техник.
Пластилиног Учить детей анализировать
форму предмета, объяснить связь
рафия.
между пласиической формой и
способом лепки; показать способ
лепки на форме или каркасе,
предлагать на выбор приемы
декорирования лепного образа.

II модуль (6-7 лет)
Учить самостоятельно выбирать
материалы для художественного
творчеств, поощрять создание
образов реальной
действительности, узнаваемых
по цвету, форме, пропорциям,
использование различных
материалов с учетом присущих
им художественных свойств,
выбор средств, соответствующих
замыслу.
Инициировать самостоятельный
выбор детьми разных способов
создания выразительного образа.
Формировать умение создавать
динамичные выразительные
образы и коллективные
сюжетные композиции,
самостоятельно выбирая тему.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
I модуль (5-6 лет)
Развивать координационные движения рук
в соответствии с характером создаваемого
образа.
Развивать желание экспериментировать,
проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания
нового.
Развивать
воображение,
формировать
эстетическое отношение к миру.

II модуль (6-7 лет)
Развивать
композиционные
умения:
размещать объекты в соответствии с
особенностями их формы, величины,
протяженности.
Развивать координационные движения рук
в соответствии с характером создаваемого
образа.
Развивать желание экспериментировать,
проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания
нового.
Развивать
воображение,
формировать
эстетическое отношение к миру.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
I модуль (5-6 лет)
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать желание добиваться успеха
собственным трудом.
Воспитывать эстетическое отношение к

II модуль (6-7 лет)
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать желание добиваться успеха
собственным трудом.
Воспитывать эстетическое отношение к
7

окружающему миру.

окружающему миру.
Воспитывать интерес к произведениям
искусства.

1.7. Особенности организации образовательного процесса
В Программе используются следующие формы обучения: групповая работа, работа
в парах, занятие-игра, занятие-путешествие, викторина, конкурс.
Программа реализуется в ведущих видах деятельности ребенка.
 Общение. Взрослый организует общение с детьми с целью закрепления понятий и
представлений.
 Игра. Взрослый создает условия для самостоятельной деятельности, организует
совместную деятельность детей и взрослых с различными конструкторами,
мозаиками, линейками-трафаретами, кубинками, карточками и картинками.
 Познавательно-исследовательская деятельность.
 Проектный метод.
 ТРИЗ – технология.
 Информационно – коммуникационные технологии.
 Игровые технологии.
Объём нагрузки занятия
№
1.

2.

Части занятия
Мотивация детей

Пальчиковая
гимнастика.

Цель

Формы работы

Постановка
цели
индивидуально
или группе
детей;
- Вовлечение в
совместную
деятельность;
- Использование
наглядных,
информационны
х средств.
- Развитие
интереса у детей
к предстоящей
деятельности и
сосредоточение
внимания на
предстоящей
деятельности.
- Развитие
мелкой
моторики.
- Разминка
суставов кисти.
- Подготовка
руки ребенка к
движениям

- сказочное
повествование,
- игровые ситуации,
- элементы
пантомимы,
- игры-путешествия,
- дидактические игры,
- погружение ребенка
в ситуацию
слушателя,
- погружение ребенка
в ситуацию актера.
Доминирует
сказочно-игровая
форма преподнесения
материала.

8

- проведение
специальной
пальчиковой
гимнастики перед
началом творческого
процесса с
использованием
художественных

Продолжительн
ость
- старшая
подготовительна
я группа – 5-6
минут.

- старшая подготовительна
я группа – 2
минуты.

необходимым в текстов
художественном
творчестве..
Художественноизобразительная
деятельность.

3.

Выставка –
презентация детских
работ.

4.

№
1.

РАЗДЕЛЫ

-Использование - задания, связанные с
синтеза видов
использованием
искусств и
выразительных
художественны возможностей
х видов
материалов, техник
деятельности.
исполнения;
- Формирование - литературные
у детей умения
произведения;
сравнивать,
- музыкальное
сопоставлять
сопровождение;
различное
- пластические
эмоциональноэтюды,
образное
импровизации;
содержание
- нетрадиционные
произведений
техники рисования;
изобразительног - дизайн-творчество.
о искусства,
настроение
живой природы.
- Развитие
умения
передавать
эмоции, чувства
в практической
деятельности.
- Решение
- соединение
творческих
коллективных и
задач.
индивидуальных
- Позитивный
форм работы;
анализ
- выставки детского
результатов с
изобразительного
позиции
творчества;
оригинальности, - индивидуальные
выразительност вернисажи;
и, глубины
- совместное
замысла.
обсуждение работ.
Содержание программы.
ЭТАПЫ

Вводная
педагогическая
диагностика.

9

- старшая группа
– 15 минут
подготовительна
я группа – 20
минут.

- старшая группа
– 2 минуты.
подготовительна
я группа – 3
минуты.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
- Выявление уровня развития
художественных
способностей к
изобразительной
деятельности.
- Выявление уровня владения
пластическими и
аппликативными умениями,
способность к интеграции

2.

Художественноизобразительная
деятельность.

1-3 год освоения Программы.
Репродуктивный этап.

4- 5 год освоения Программы.
Конструктивный этап.

3.

Выставкипрезентации
детских работ.

Презентационный этап.

4.

Итоговая
диагностика.

Итоговый этап.

5.

Вернисаж.

10

изобразительных техник.
Активная работа с детьми на
развитие представлений о
художественно-эстетическом
образе, побуждение ребенка
творить прекрасное в своей
повседневной жизни через
включение в процесс
воспитания и обучения видов
изобразительного искусства,
обеспечивающих творческую
самореализацию своего «Я» в
различных видах
продуктивной деятельности.
Активная работа по
совместной деятельности
детей друг с другом,
сотворчество воспитателя и
детей по использованию
нетрадиционных техник, в
умении предавать
выразительный образ.
К концу пятого года
обучения дети
самостоятельно используют
нетрадиционные техники для
формирования
выразительного образа в
продуктивной деятельности.
Выставки детского
творчества, индивидуальные
вернисажи, совместное
обсуждение работ является
хорошим стимулом для
дальнейшей деятельности.
Успешность выполнения
воспитанниками задач
тематического плана,
индивидуальные задания,
помощь в самореализации,
определение уровня
творческого развития и
самостоятельности.
Формировать основы
художественной культуры;
закрепить знания об
искусстве, как виде
творческой деятельности
людей. Продолжать
развивать у детей интерес и
расширять представления о
художественной выставке.
Учить выделять красивые,

радующие глаз компоненты
на выставке художественных
работ. Воспитывать бережное
отношение к созданным
произведениям.
Программа реализуется на платной основе.
Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация
дополнительной образовательной программы осуществляется только по желанию
родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними.
Зачисление воспитанников в группы для занятий по Программе осуществляется в
заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных платных
образовательных услуг между родителями и образовательной организацией в
соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» (Статья 54 «Договор об
образовании», статья 75 «Дополнительное образование для детей и взрослых»).

1.8 Учебный план
Дисциплина /ТЕМА

ОБЪЕМ ВРЕМЕНИ (кол-во/мин)

Педагогическая диагностика

I модуль (5-6 лет)
2/50

II модуль (6-7 лет)
2/60

Изобразительная деятельность.

10/250

10/300

Бумагопластика

11/275

11/330

Пластилинография

11/275

11/330

Посещение музеев, экскурсии,
организация выставоквернисажей в каникулярное
время.

13/325

13/390

Итоговое мероприятие.

1/25

1/30

Итого в год

48/1200

48/1440

(кол-во/мин)

11

Учебный план. Старшая группа (5-6 лет).
месяц
неделя
№ занятия
Диагностика
Изобразительн
ая
деятельность
Бумагопластик
а
Пластилиногра
фия
Выставкивернисажи,
посещение
музеев,
экскурсии
Итоговое
мероприятие
Итого в месяц
Итого в год

сентябрь

1 2
1 2

октябрь

3 4 1
3 4 5

2
6

ноябрь

3 4
7 8

декабрь

1 2
9 1
0

3 4 1
1 1 1
1 2 3

1

1

2
1
4

3 4
1 1
5 6

январь

февраль

1
1
7

2 3 4
1 1 2
8 9 0

1 2 3
2 2 2
1 2 3

1

1

март

4
2
4

1 2
2 2
5 6

апрель

3 4 1
2 2 2
7 8 9

май

2 3
3 3
0 1

4
3
2

1 2
3 3
3 4

1
1

1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

3
3
5
1

4
3
6

июль

1 2 3
3 3 3
7 8 9

август

1
1

2
10

1

11

1

11

1

1 1

1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 13

1
4

4

4

4

4

4

4
48

4

Колво
всего

4 1 2 3 4 1 2 3 4
4 4 4 4 4 4 4 4 4
0 1 2 3 4 5 6 7 8

1

1

1

июнь

4

1
4

4

4

48

Учебный план Подготовительная группа (6-7 лет).
месяц
неделя
№ занятия
Диагностика
Изобразительн
ая
деятельность
Бумагопластик
а
Пластилиногра
фия
Выставкивернисажи,
посещение
музеев,
экскурсии
Итоговое
мероприятие
Итого в месяц
Итого в год

сентябрь

1 2
1 2

октябрь

3 4 1
3 4 5

2
6

ноябрь

3 4
7 8

1 2
9 1
0

декабрь

3 4 1
1 1 1
1 2 3

2
1
4

3 4
1 1
5 6

январь

февраль

1
1
7

1 2 3
2 2 2
1 2 3

2 3 4
1 1 2
8 9 0

март

4
2
4

1 2
2 2
5 6

апрель

3 4 1
2 2 2
7 8 9

май

2 3
3 3
0 1

4
3
2

1 2
3 3
3 4

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

3
3
5
1

4
3
6

июль

1 2 3
3 3 3
7 8 9

август

2
10

1
1

11
1

11

1

1 1

1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 13

1
4

4

4

4

4

4

4
48

13

4

Колво
всего

4 1 2 3 4 1 2 3 4
4 4 4 4 4 4 4 4 4
0 1 2 3 4 5 6 7 8

1

1

1

июнь

4

1
4

4

4

48

№ п/п

Тема

1
2

«Путешествие в сказку»
«Царевна Цветана»
Контрастные и
дополнительные цвета

3

«Золотая осень в царстве
Цветаны»
(коллективная работа)

Тематические планы занятий 5-6 лет
Техника
Задачи
Сентябрь
Путешествие в сказку
Вводное занятие
Помочь освоить цветовую гамму
Вызывать желание довести начатое дело до
Работа на палитре
конца и добиваться результата, несмотря на
возникшие трудности
Научить смешивать краски на палитре,
получать желаемые оттенки, осваивать
технику живописи по – мокрому.

Техника печатания
засушенными листьями «эстамп».

14

Познакомить с техникой печатания
засушенными листьями - «эстамп». Создание в
данной технике картины осеннего пейзажа.
Развивать умение выполнять работу сообща,
коллективно

Материалы
Акварель, гуашь,
трафарет палитры,
бумага для
рисования

Акварель, гуашь,
осенние листья
палитры, бумага
для рисования

4

«В лукоморье «Дуб зелёный»

Учить передавать образ дерева – березки в
разное время года, используя различную
технику рисования.

Коллаж Акварель +
карандашная стружка
Шерстяные нитки

Октябрь
Жанры изобразительного искусства

15

Акварель, бумага
для рисования,
карандашная
стружка,
шерстяные нитки,
цв. бумага, клей,
кисти.

1

«Скатерть-самобранка»

2

«Ветка рябины с натуры»

3

«Корзина с фруктами»

4

«Цветы в вазе»

Натюрморт. Скатерть самобранка
Знакомство с жанром живописи натюрмортом.
Восковые мелки,
пастель, фломастеры
Учить рисовать овощи, фрукты различными
изобразительными средствами

восковые мелки,
пастель,
фломастеры
бумага для
рисования.

Тычкование мятой
бумагой
Печатка пенопластом

Учить рисовать данной технике.
анализировать натуру, выделяя ее особенности
(форму вазы, вид и величину цветов, форму
лепестков). Закрепить приемы печатания.
Развивать чувство композиции. Учить
обращаться к натуре в процессе рисования,
подбирать цвета в соответствии с натурой.

Букет осенних
цветов, лист
бумаги, печатки,
пастель, гуашь,
поролоновые
тампоны.

Кляксография с
ниточкой

Познакомить с нетрадиционной
художественной техникой кляксография с
ниточкой. Развивать воображение.

Бумага, тушь
разных цветов,
ниточка,

Ноябрь
Пейзаж
16

1

«Стройная сосна»

Тычкование и
томпонировка

Передача в рисунке красоты и внешнего вида
хвойного дерева (высокий ствол особенностей
крона в верхней его части). Тампонирование,
хвои губкой.

2

«Выпал первый снег»
(рисование лесного пейзажа)

Рисование по сырому

3

«Выпал первый снег»
(рисование снега в воздухе)

Свеча+ техника
набрызга.

Вызвать у детей радостные переживания от
встречи с первым снегом, скорым
приближением зимы.
Закреплять умение рисовать акварелью
деревья, кусты, композиционно располагая их
на листе бумаги.
Натирание бумаги свечой, изображение
падающего снега в технике набрызга.
Развитие аккуратности.

4

«Сбросил лес последнюю
листву»

Пейзажная монотипия

1

«Рисунок ветра»

2
3

«Звездное небо»
«Зимний пейзаж»

Учить детей работать в технике монотипия.

Декабрь
Волшебница зима
Выдувание из трубочки
Закрепить умение направлять струю
выдыхаемого воздуха в заданном направлении.
Набрызг
Мятая бумага,
обрывание

Совершенствовать умение в нетрадиционных
техниках набрызг, мятая бумага, обрывание.
Развивать чувство композиции.

17

Подготовленные
ранее фон, гуашь,
кисти,
иллюстрации,
Щетинистая кисть,
губка.
Акварель, гуашь,
осенние листья
палитры, бумага
для рисования
Подготовленные
ранее фон, гуашь,
кисти,
иллюстрации,
зубная щетка,
расческа,
трафареты
Акварель ,орг.
стекло, мыло.

Акварель,
трубочки, бумага,
баночки, кисти
Бумага, акварель,
кисти, зубная
щетка, расческа,
репродукции
пейзажей, елей,

4

1

«Елочка
к новому году»

Акварель. + восковые
мелки, напыление

Учить рисовать елочку восковыми мелками,
обращая внимание на расположение веток и
иголках на них. Учить с помощью акварели
передавать зимний колорит. Развивать
цветовосприятие.

«Снежинка-балеринка»

Январь
Сказочный портрет
Тампонирования губкой Развивать у детей навык тампонирования
губкой по трафарету, продолжать знакомство с
по трафарету,
техникой набрызга. Развивать чуткость к
восприятию красоты зимних явлений.

18

эскизы,
скомканная
бумага, бумага для
обрывания
Бумага, акварель,
кисти, восковые
мелки, зубная
щетка, расческа,
репродукции
пейзажей, елей,
эскизы.
Бумага, акварель,
кисти, трафареты

2

«Весёлый снеговик»

Техника
пластилинография

3

«Домовенок Кузя»

Мятая бумага

4

«Снежная королева»

Рисуем мыльными
пузырями Мятая бумага,
живопись по - мокрому,
напыление

19

Закреплять знакомые приёмы работы в технике
пластилинографии, показать способы
смешивания пластилина разных цветов для
получения необходимых оттенков.
Формировать цветовосприятие,аккуратность,
развивать мелкую моторику рук.
Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.

Пластилин,
картонка.

Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.

Бумага для
рисования,
акварель,
скомканная
бумага,
репродукции
портретов, эскизы.

Бумага для
рисования,
акварель,
скомканная
бумага,
репродукции
портретов, эскизы.
Подготовленные
ранее фон, гуашь,
кисти

Февраль
Чудесный чуланчик
Совершенствовать умение использовать
Живопись по мокрому
данные изобразительные техники.Развивать
Ладошками
чувство композиции

1

«В подводном мире»

2

«Еловые шишки на ветке»

Коллаж тычкование +
пластинография

3

«Морозные узоры»

Свеча + акварель,
Выдувание из трубочки

4

«Открытка для пап»

Коллаж

1

«А вот и я»

2

«Моя мама»

Март
Портрет
Свеча + акварель
Закрепить умение рисовать свечой и
акварелью.
Сангина
Закрепить умение рисовать сангиной.

Передача в рисунке строения ветки ели с
шишками, прорисовка контуров
простымкарандашомЗакрепление навыка
раскрашивания изображения тычкованием
полусухой жёсткой кистью
Закреплять умение рисовать и свечой
акварелью, использовать простой карандаш
для выполнения предварительного наброска.
Развивать творческую инициативу

Бумага для
рисования,
акварель,
репродукции
эскизы.
Гуашь, пластилин,
картон, жесткая
кисть.
Гуашь, акварель,
кисти, бумага,
трубочки, баночки
с разведенной
краской свеча,
эскизы

Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.

20

Бумага, свеча,
акварель, простой
карандаш, гуашь,

Мелки + акварель

3

«Подснежники для моей мамы»

4

«Пусть мама моя будет самой
красивой»

1

«Ежик из лесу пришел»

2

«Пушистый друг» (зайчик,
котенок, щенок)

Учить рисовать подснежники восковыми
мелками, обращая внимание на склоненную
головку цветов. Учить с помощью акварели
передавать весенний колорит. Развивать
цветовосприятие.
Любая
Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.
Анималистический жанр
Апрель
Смешанная
Совершенствовать умение в художественных
техниках печатания и рисования пальчиками,
мятой бумагой. Развивать цветовое
восприятие, чувство ритма.
Тычок жесткой кистью,
скомканная бумага

3

«Муравьишка трудится»

Пальчиковая живопись

4

«Золотая рыбка»

Свеча + акварель

21

кисти,
репродукции
портретов, эскизы.
Бумага, акварель,
восковые мелки,
иллюстрации,
эскизы.
Все имеющиеся в
наличии

Все имеющиеся в
наличии
Бумага, трафарет
животного,
жесткая кисть,
гуашь
Мисочки с
гуашью, плотная
бумага, небольшие
листы, салфетки
Свеча, плотная
бумага, акварель,
кисти

Сказочно-былинный жанр
Май
Ладошка, мятая бумага,
Совершенствовать умение в художественных
печать пенопластом
техниках печатания и рисования пальчиками,
ладошками, пенопластом, мятой бумагой.
Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

1

«Ларец на высоком дубе»

2

«Зазеркалье»

Экран для копирования

Р5азвивать навыки рисования с п63омощью
специального экрана для копирования

3

«Ветер по морю гуляет и
кораблик подгоняет»

Живопись по мокрому,
выкладывание берега из
пшена, печать

Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.

4

«Замок подводного царя
Нептуна»
(коллективная работа)

Любая

22

Блюдце с
штемпельной
подушкой из
тонкого поролона,
пропитанного
гуашью, плотная
бумага любого
цвета и размера,
смятая бумага,
трафареты из
пенопласта, смятая
бумага
Бумага, экран для
копирования,
фломастеры,
акварель, кисти
Бумага, акварель,
поролоновые
тампоны, кисти,
клей, пшено,
печатки, гуашь
Все имеющиеся в
наличии

Тематические планы занятий 6-7 лет
№ п/п

Тема

1

«Царство царевны Цветаны»

2

«Летняя березка»

3

«Осенняя березка»

4

«Зимняя березка»

Техника

Задачи

Сентябрь
Царство царевны Цветаны
Живопись по мокрому
Помочь освоить цветовую гамму
Вызывать желание довести начатое дело до
конца и добиваться результата, несмотря на
возникшие трудности
Научить смешивать краски на палитре,
получать желаемые оттенки.
Совершенствовать технику живописи по –
мокрому.

Акварель + шерстяные
нитки
Шерстяные нитки + цв.
бум.
Акварель + пенопласт

Учить передавать образ дерева – березки в
разное время года, используя различную
технику рисования.

Октябрь
Жанры изобразительного искусства

23

Материалы

Акварель, гуашь,
трафарет
палитры, бумага
для рисования

Акварель, бумага
для рисования,
карандашная
стружка,
шерстяные нитки,
цв. бумага,
пенопласт, клей,
кисти.

1

«Листик, листик вырезной,
солнышком окрашенный...»

2

«Корзина с фруктами»

3

«Аквариум»

Ах-этот натюрморт
Рисование по сырому
Использование шаблона кленового листа.
Закрепление навыка аккуратного
закрашивания предмета, не выходя за контуры;
развитие умения выразительно сочетать
тёплые тона, использование приёма вливания
цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой
кистью.
Свеча, процарапывание
Закрепить умение рисовать свечой и
акварелью, процарапывать рисунок. Развивать
чувство композиции

Нитки + крашеный рис +
ладошки

Совершенствовать умения работать в данных
изобразительных техниках, уметь сочетать их.

24

Акварель, бумага,
кисти

Бумага, свеча,
акварель, простой
карандаш,
палочка для
процарапывания,
гуашь, кисти,
репродукции
натюрмортов,
эскизы
Нитки, крашеный
рис, гуашь,
бумага, кисти.

4

«Осенний натюрморт»

1

«Деревья освещённые солнцем»

2

«Вечерний город»

3

«Восход солнца»

Восковые мелки +
акварель

Рисование в жанре живописи — натюрморт.
Использование техники «батик» (восковые
мелки+акварель), выделение в рисунке
особенностей фруктов (форма, цвет,
величина).

Ноябрь
Время суток в пейзаже
Техника тычкования
Закреплять представления о приметах осени.
Использование техники тычкования для
рисования осенней листвы. Формировать
умение композиционно располагать предметы,
используя приём «ближе-дальше».
Технике акватуш
Рисование многоэтажного дома в технике
акватуш. Развитие умения передавать в
рисунке архитектурное строение здания.
Формирование чувства цветосочетания
Цветной граттаж

Совершенствовать умение в нетрадиционных
техниках цветной граттаж, набрызг, мятая
бумага, обрывание. Развивать чувство
композиции.

25

Гуашь, бумага,
кисти, гуашь либо
акварель, влажная
губка, тычок
Тушь, гуашь,
бумага

Цветной картон
или плотная
бумага,
предварительно
раскрашенные
акварелью либо

4

«Тени старого парка»

Выдувание из трубочки

Закрепить умение направлять струю
выдыхаемого воздуха в заданном направлении.

Декабрь
Весь мир в пейзаже
Пингвины – ладошки,
Завершение работы – напыление рисунка
напыление

1

«Пингвины на льдине»

2

«В гости в Африку»

Ладошки
Пальчиковая живопись

Совершенствовать данные изобразительные
техники.

3

«Березовая роща»

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и
акварелью. Учить создавать выразительный
образ березовой рощи. Развивать чувство

26

фломастерами,
свеча, широкая
кисть, мисочки
для гуаши,
палочка с
заточенным
концом
Акварель,
трубочки, бумага,
баночки, кисти

Подготовленные
ранее пейзажи,
гуашь, кисти,
иллюстрации,
рисунки детей,
зубная щетка,
расческа
Акварель, бумага,
кисти, гуашь либо
акварель, влажная
губка, кафельная
плитка
Бумага, свеча,
акварель, простой
карандаш, гуашь,

композиции.

4

1

«Северный полюс»

«Рождественская ночь»

Цветной граттаж

Совершенствовать умение в нетрадиционных
техниках цветной граттаж, набрызг, мятая
бумага, обрывание. Развивать чувство
композиции.

Январь
Сказка зимнего леса
Свеча + гуашь
Закрепить умение рисовать свечой и гуашью.
Напыление,
Учить создавать выразительный образ
процарапывание
рождественской ночи. Развивать чувство
композиции. Учить передавать настроение
тихой рождественской ночи с помощью
напыления, процарапывания.

27

кисти,
репродукции
пейзажей, эскизы.
Цветной картон
или плотная
бумага,
предварительно
раскрашенные
акварелью либо
фломастерами,
свеча, широкая
кисть, мисочки
для гуаши,
палочка с
заточенным
концом
Бумага, акварель,
кисти, зубная
щетка, расческа,
репродукции
пейзажей, елей,
эскизы, палочка
для
процарапывания

2

«Ветка ели с шишками»

Пластилинографии

Учить передавать выразительный образ
заснеженной ветки ели в технике
пластилинографии.
Развить мелкую моторику рук. Аккуратность.

Пластилин,
картон, стеки

3

«Заколдованные деревья»

Любая

Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в
наличии

4

«Дремлет лес под сказкой
сна...»

Граттаж»
(процарапывание)

Закреплять навыки рисования в технике
«граттаж» (процарапывание). Развивать
умение выстраивать композицию пейзажа,
передавать колорит вечернего (ночного)
зимнего леса.

Бумага, тушь,
гуашь

28

Семейный портрет
Февраль
Продолжать знакомить детей с жанром
портрета. Закрепить умение изображать
человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь
различными приемами рисования сангиной,
обрыванием, мелками, графически
выразительными средствами. Развивать
чувство композиции.

1

«Рисование человека по
схемам»

2

«Мой папа»

Обрывание

3

«Мой дедушка»

Мелки + акварель

4

«А это вся моя семья»

Любая

Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.

29

Бумага для
рисования,
сангина,
репродукции
портретов,
эскизы, мелки,
акварель, бумага
для обрывания.

Все имеющиеся в
наличии

1

Портрет « Моя мама
волшебница»

2

«Девочка – Весна»

Март
Женский портрет
Восковыми мелками,
Дать детям знания о портрете как жанре
пастелью
изобразительного искусства. Учить отображать
особенности внешности (цвет волос, глаз,
причёска). Развивать навыки рисования
восковыми мелками, пастелью.

Монотипия, силуэтное
рисование

Закрепить знание детей о симметричных и
несимметричных предметах, навыки
рисования гуашью. Закрепить теплые цвета.

30

Бумага для
рисования,
сангина,
репродукции
портретов,
эскизы, мелки,
акварель,

Бумага, кисти,
гуашь либо
акварель, влажная
губка, кафельная
плитка

3

«Царевна-лебедь»

Тычкование щетинистая
кисть.

Закреплять навык тычкования щетинистой
кистью. Учить передавать образ сказочной
птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи,
корона).

Бумага для
рисования,
акварель, гуашь
кисти,
поролоновые
тампоны,

4

«Балерина»

Пастель, цветные
карандаши

Продолжать учить создавать образы по
представлению, передавая основные признаки
изображаемых объектов, их структуру и цвет,
передавать более точно форму объектов;
варьировать формы, создавать фигурные
композиции пир помощи цветных линий,
мазков, пятен.

Бумага для
рисования,
пастель, цветные
карандаши,
фольга, эскизы,
иллюстрации

Апрель
Космическое путешествие
1

«Космическая картина»

Кляксография

2

«Планеты и кометы»

Мятая бумага, печать,

Совершенствовать умение рисовать свечой и
акварелью работать в технике кляксография.
Развивать воображение. Воспитывать
аккуратность. Подготовка фона для будущей
композиции в технике кляксографии образ
звёздного неба.
Совершенствовать умение в художественных

31

.Бумага, тушь или
жидко
разведенная
гуашь в мисочках,
пластиковая
ложка
Блюдце с

обрывание

техниках печатания и рисования пальчиками,
ладошками, пенопластом, мятой бумагой.
Развивать цветовое 4восприятие, чувство
ритма.

Знакомство с книжной графикой,
изображающей форму, строение космического
корабля Самостоятельность в выборе
изобразительных средств. Развивать
творческие способности и фантазию в
изображении разных конструкций
космических кораблей.
Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.

3

«Космические аппараты»

Любая

4

«Обитатели космической
планеты»

Любая

1

«Карта сокровищ»

2

« Морское путешествие»

Май
По следам пиратов
Техника мнотипия +
Воспитание интереса к книге и книжной
губка, зубная щетка).
графике. Выбор материалов для придания
образу моря большей выразительности (губка,
зубная щетка).
Коллаж
Передача различных конструкций корабля в
рисунке, аппликации, пластиногграфии.
Вырезание и наклеивание силуэта корабля на
фон — море). Развитие творческой фантазии,

32

штемпельной
подушкой из
тонкого поролона,
пропитанного
гуашью, плотная
бумага любого
цвета и размера,
смятая
бумага,
трафареты из
пенопласта,
смятая бумага
акварель,
цветные
карандаши,
восковые мелки,
фломастеры
Все имеющиеся в
наличии

Мыло, орг.
стекло, губка,
зубная щетка.
Подготовленная
ранее карта.
Ножницы,
Цветная бумага,

3

« Пираты»

технике пальчиковой
палитры.

4

«Сокровища пиратов»

Цветная пряжа

33

воображения.

бумага для
рисования,
картон,
пластилин, гуашь,

Рисование фигуры человека в одежде в
технике пальчиковой палитры, передача его
пропорций. Создание выразительной
композиции пирата.
Экспериментирование с цветной пряжей:
создание образа сказочного сверкающего
цветка из обрезков ниток на бархатной бумаге.
Развитие мелкой моторики рук.

Свободный выбор
материалов для
печатания.
бархатная бумага,
цветная пряжа

1.9. Планируемый результат
1) Личностные результаты:
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
остей и чувств.
2) Метапредметные результаты:
деятельности, поиска средств её осуществления;
планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
3) Предметные результаты:
К концу обучения обучащиеся должны знать:
знать названия основных цветов;
карандаш, уголь, фломастеры, пластилин, глина, соленное тесто);
скульптура, архитектура);
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
владеть графическим и живописным изображением, техникой смешивания красок;
уметь компоновать изображение, выбирать положение в зависимости от пропорций.
владеть навыками работы с нетрадиционными материалами, различными
 техниками исполнения;
изображать фигуру человека в несложных ракурсах.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
1.3.Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебногогода
Продолжительность учебного года

Начало учебного года –1 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
34 учебных недели

Продолжительность периодов обучения

I период : сентябрь-декабрь
2 период: январь - май

Сроки и продолжительность каникул

14 дней

Сроки проведения итоговой и промежуточной Промежуточная аттестация – не предусмотрена
аттестации
Итоговая аттестация – с15-31 мая

Обо всех вносимых изменениях в календарный учебный график Программы
МБДОУ - детский сад № 168 незамедлительно информирует обучающихся и их родителей
(законных представителей), актуализирует соответствующую информацию на своём сайте
в сети Интернет
2.2 Условия реализации Программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

КОЛИЧЕСТВО
Стол-парта детская
Стул детский
Мольберт
Стол письменный
Стул взрослый
Гуашь 12 цветов
Гуашь белая
Набор фломастеров 12 цветов
Набор красок акварельных 12 цветов
Графитные карандаши (2М-3М)
Набор ручек шариковых 6 цветов
Палитра
Губки для смывания краски с палитры
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной
формы (10-12 цветов, размером 10 на 12 см или 6
на 7 см.)
Файлы из прозрачной синтетической пленки для
хранения обрезков бумаги
Набор цветной бумаги
Набор цветного картона
Набор белого картона
Круглые кисти № 5
Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10- № 14)
Подставка для кистей
Салфетки из ткани для вытирания рук после лепки
(30*30)
Набор бумаги белой
Альбомы для рисования
Готовые формы для выкладывания и наклеивания
Щетинные кисти для клея
Ножницы с тупыми концами
Набор пластилина 12 цветов
Доски для лепки 20*20
Набор стек разной формы
Подносы для форм и обрезков бумаги
Набор цветных карандашей 24 цвета
Глина подготовленная для лепки (о,5 кг)
Восковые мелки 12 цветов
Демонстрационный материал (наборы городецкой,
дымковской росписи; репродукции, иллюстрации)
Музыкальный центр
Стаканы для воды
35

5 шт.
10 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
10 шт.
5 банок
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
30 шт.
30 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10шт.
1 шт.
10 шт.

Розетки для клея

10 шт.

2.3. Формы аттестации

Для успешного продвижения дошкольника в его развитии важна как оценка
качества его деятельности на занятиях, так и оценка, отражающая его творческие
поиски.
Формами контроля и подведения итогов реализации образовательной
программы являются следующие методы: беседа, игровые ситуации, анализ
продуктов деятельности, наблюдение, анкетирование, тестирование, творческие
задания, музыкальные викторины, отчетные концерты; участие детей в досуговомассовых мероприятиях, конкурсах ифестивалях различного уровня.
На основании результатов деятельности проводится корректировка содержания
программы и индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития
дошкольников.
Педагогическая диагностика: показатели развития детей.
ПОКАЗАТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА I, II год обучения

(старший дошкольный возраст).
«Портрет» художественно – творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
Характеристика
отношений,
интересов,
способностей в
области
художественной
деятельности

искренность,
непосредственност
ь;
• увлеченность;
• интерес;
• творческое
воображение;
• характер
вхождения в образ;
• специфические
способности

Характеристика
качества способов
творческой
деятельности

Характеристика
качества продукции

Общий вывод

• применение
известного в новых
условиях;
•самостоятельность в
нахождении способов
(приемов) создания
образа;
• нахождение
оригинальных
способов (приемов),
новых для ребенка;
• создание новых
комбинаций на основе
ранее освоенных
образов

• нахождение
адекватных
выразительно
изобразительных
средств для создания
образа;
• соответствие
результатов
изобразительной
деятельности
элементарным
художественным
требованиям
• проявление
индивидуальногопочерка
какособой манеры
исполнения ихарактера
образа

С детьми проводиться
естественный
педагогический
эксперимент. В
отдельном помещении
оборудуется место для
индивидуальных
занятий с детьми. На
столе свободно
размещаются
разные
художественные
материалы и
инструменты для
свободного выбора их
детьми в ходе
эксперимента. Дети
приглашаются
индивидуально.
Ребенку предлагают
выбрать как и чем
бы он хотел заняться лепить, рисовать,
вырезать. По ходу
эксперимента
фиксируется:
-выбор ребенка

36

последовательность
развития замысла
-сочетание видов
деятельности
- комментарии по ходу
действий
- игровое и речевое
развитие
художественного
образа .
На основе
эксперимента
составляется
«портрет»
художественного
развития каждого
ребенка.

Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа
(автор Ветлугина Н.А.)
I. Отношения, интересы:
искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность
интерес к изобразительной деятельности
способность «вхождения» в изображаемый образ
II. Показатели способов творческих действий:
· создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов;
· дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение
оригинальных приемов изображения;
• самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в
новых условиях.
III. Показатели качества результатов творчества:
• нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения
художественных образов в рисунке, лепке аппликации;
• соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям:
особенности цветовой гармонии, колорита;
характер линии, выразительность формы, силуэта;
ритм цветовых пятен, линий форм;
своеобразие композиции («смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и
т.д.);
«Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения ребенком
своего эмоционального отношения к образу.
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.)
- поверхностный, направленный на внешнее удовлетворение деятельности;
- углубленный, характеризующийся творческих отношением в работе, стремление
больше узнать о видах изобразительной деятельности, тематике, материалах, их
выразительных средствах устойчивый, который определяется индивидуальными
предпочтениями каждого ребенка (один больше интересуется рисование карандашами,
другой - красками, третий - пластикой форм в лепке и т.д.).
Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного
возраста ( автор Казакова Т.Г.)
I. Задание по восприятию искусства.
4-6 лет
37

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и
Выбрать ту, которая понравится ; сказать, что особенно в ней понравилось.
Предложить придумать название картине
3-4 года
Детям предлагаются два изделия ( дымковская игрушка и хохломская посуда) и
Предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет элементы)
II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).
Тема: «Моя семья»
Тема: «Чем я люблю заниматься»
Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с
кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.
Анализ.
В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского
изобразительного творчества, их - выразительность: не только на содержание рисунков,
но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.
Уровни художественного развития:
Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы,
используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем
знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к
творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют
техническими навыками.
Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается
стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств
выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно
полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.
Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений.
Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое
владение техническими навыками.

2.5 Методические материалы
Содержание программы построено в соответствии со следующими принципами и
подходами:
 принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания
программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности
в данный момент времени;
 принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка
задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и
незнакомому»;
 принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
 принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса;
 принцип развивающего характера художественного образования;

38

 принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
 принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями познавательной
деятельности:
 развивающего и воспитывающего образования;
 научной обоснованности и практической применяемости;
 активности и самостоятельности;
 соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
 единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;
 интеграции детской деятельности;
 ориентации на возрастные и индивидуальные особенности детей;
 совместной познавательно-исследовательской, продуктивной
деятельности
взрослого с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.
Основные методы организации познавательной деятельности: словесный и
наглядный. Методы практической работы на занятия: репродуктивный и
продуктивный.
С целью поддержания интереса и мотивации на занятиях создаются ситуации
успеха. Организация занятий на основе личностно- ориентированного подхода
позволяет учитывать индивидуальные способности и задатки, обеспечивая
творческое развитие каждого обучающегося. Необходимым условием в работе с
детьми является создание непринужденной, комфортной обстановки на занятиях, а
также реализация принципа партнерства: дети и педагог – единое целое.
Использование на занятиях коллективной, групповой и работы в парах, а
также привлечение детей к участию в досугово-массовых мероприятиях,
способствует развитию у них навыков общения, сотрудничества и личностных
качеств - ответственности и дружбы.
Педагоги:
- осуществляют дополнительное образование обучающихся в соответствии со
своей образовательной программой, развивают их познавательную деятельность;
комплектуют состав обучающихся и принимают меры по сохранению
контингента обучающихся в течение срока обучения;
- обеспечивают педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности,
используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы;
- проводят учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных
информационных технологий.
- обеспечивают соблюдение прав и свобод обучающихся;
- составляют планы и программы занятий, обеспечивают их выполнение;
- выявляют творческие и познавательные способности обучающихся,
способствуют их развитию, формированию устойчивых интересов и склонностей;
39

- организуют разные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их
личности, осуществляют развитие мотивации их познавательных интересов,
способностей;
- оценивают эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развития
опыта творческой, познавательной деятельности;
- оказывают особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся;
- обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательной
деятельности;
- обеспечивают при проведении совместной деятельности соблюдение правил
охраны труда и пожарной безопасности.

2.6. Рабочая программа
Рабочая программа представлена на сайте МБДОУ - детский сад № 168
разделе
«Образование»

в

2.7.Список литературы
1.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫМИ И
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ
№
п/п

Наименование
образовательной
программы, в
том числе
профессии,
специальности,
уровень
образования (при
наличии)
(с указанием
наименований

Автор, название, год издания
учебного, учебнометодического издания и
(или) наименование
электронного
образовательного,
информационного ресурса
(группы электронных
образовательных,
информационных ресурсов)
40

Вид образовательного и
информационного
ресурса
(печатный/электронный)

1.

1.1.

предметов,
курсов,
дисциплин
(модулей) в
соответствии с
учебным планом
по каждой
заявленной
образовательной
программе)
Наименование
образовательной
программы, в том
числе профессии,
специальности,
уровень
образования (при
наличии)
Предметы, курсы,
дисциплины
(модули)
Изостудия
«Волшебные
краски»

1. Лыкова И.А. Программа
художественного
воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки». – М.:
«КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007.

печатный

2. Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском
саду. Ранний возраст.
Планирование, конспекты,
методические
рекомендации.- М.:
КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,
2009 г.
3. Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду.
Младшая группа.
Планирование, конспекты,
методические
рекомендации.- М.:
КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,
2009 г.
1. Лыкова И.А.
Изобразительная
деятельность в детском саду.
Средняя группа.
Планирование, конспекты,

печатный

41

печатный

печатный

методические
рекомендации.- М.:
КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,
2009 г.
2. Лыкова И.А.
печатный
Изобразительная
деятельность в детском саду.
Старшая группа.
Планирование, конспекты,
методические
рекомендации.- М.:
КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,
2009 г.
3. Лыкова И.А.
печатный
Изобразительная
деятельность в детском саду.
Подготовительная группа.
Планирование, конспекты,
методические
рекомендации.- М.:
КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,
2009 г.
4. Вдовиченко С.А. Дети
печатный
светлой краской красят мир:
Мини – хрестоматия методов
и приёмов работы с детьми
дошкольного возраста на
занятиях изобразительной
деятельностью / Светлана
Вдовиченко. – М.: Чистые
пруды, 2009.
5. Горичева В.С., Нагибина
М.И. Сказку сделаем из
глины, теста, снега,
пластилина. Популярное
пособие для родителей и
педагогов/ Художники
М.В.Душин, В.Н.Куров. –
Ярославль: «Академия
развития», «Академия и К°»,
1998.

печатный

6. Давыдова Г.Н.
Пластилинография — 2. –
М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2006.

печатный

7. Давыдова Г.Н.
Нетрадиционные техники
рисования в детском саду.
Часть 1. – М.: «Издательство

печатный

42

Скрипторий 2003», 2008.
8. Давыдова Г.Н.
Нетрадиционные техники
рисования в детском саду.
Часть 2. – М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2008.

печатный

9. Кожохина С.К. Путешествие
в мир искусства: Программа
развития детей дошкольного
и младшего школьного
возраста на основе
изодеятельности. – М.: ТЦ
Сфера, 2002.

печатный

10. И.А.Лыкова
«Художественный труд в
детском саду Экопластика
Аранжировки и
скульптуры из природного
материала»- ТЦ СФЕРАМ.2010

электронный

14.И.А.Лыкова
«Художественный труд в
детском саду» (средняя,
старшая группы) -Цветной
мир.2011г.

электронный

15.И.А.Лыкова
«Изобразительное творчество в
детском саду» занятия в
ИЗОстудии- ТЦ

электронный

СФЕРА- М.2009»
16.Мелик – Пашаев А.А.
Ребёнок любит рисовать: Как
способствовать
художественному развитию
детей / Александр Мелик –
Пашаев, Зинаида Новлянская. –
М.: Чистые пруды, 2007.

печатный

17.Шорыгина Т.А. Красивые
сказки: Эстетика для малышей.
– М.: Книголюб, 2006.

печатный

43

№
п/п

1.

1.1

1.2

Наименование
образовательной
программы, в том
числе профессии,
специальности,
уровень
образования (при
наличии)
(с указанием
наименований
предметов,
курсов, дисциплин
(модулей) в
соответствии с
учебным планом по
каждой заявленной
образовательной
программе)
Наименование
образовательной
программы, в том
числе профессии,
специальности,
уровень
образования (при
наличии)
Предметы, курсы,
дисциплины
(модули)
Дисциплина
«Лего –
конструирование»

Дисциплина

Автор, название, год издания
учебного, учебно-методического
издания и (или) наименование
электронного образовательного,
информационного ресурса (группы
электронных образовательных,
информационных ресурсов)

Вид образовательного и
информационного
ресурса
(печатный/электронный)

Богуславская З.М. Конструирование печатный
для детей старшего дошкольного
возраста/
З.М.Богуславская,
Е.О.
Смирнова. – М.: Знание, 2006.
Бурматова О. Новый взгляд на
любимый конструктор Лего. – ж.
Детский сад от А до Я, № 1, 2014
г.стр.60
Выготский Л.С. Воображение и
творчество в детском возрасте.- СПб:
Союз, 1997.
Конструирование
в
дошкольном
образовании в условиях введения
ФГОС: пособие для педагогов/
М.С.Ишмакова.Всерос.уч.метод.центробразоват.робототехники.М.:Изд.-полиграф.центр
«Маска».2013.
Куцакова Л.В. Конструирование и
художественный труд в детском саду:
Программа и конспекты занятий. 2-е
изд., дополн.и перераб.-М., ТЦ Сфера,
2014.
. Шайдурова Н.В. Развитие ребена в
конструктивной
деятельности:
Справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера,
2008
Колесникова Е.В. Математические печатный
44

«Математика»

1.3

Дисциплина
«Английский язык»

ступеньки.
Программа
развития
математических представлений у
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Колесникова Е.В. Математика для
детей 3 -4 лет: Методическое пособие
к рабочей тетради «Я начинаю
считать». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
Колесникова Е.В. Математика для
детей 4 -5 лет: Методическое пособие
к рабочей тетради «Я начинаю
считать». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
Колесникова Е.В. Математика для
детей 5 - 6 лет: Методическое пособие
к рабочей тетради «Я начинаю
считать». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
Колесникова Е.В. Математика для
детей 6 - 7 лет: Методическое
пособие к рабочей тетради «Я
начинаю считать». – М.: ТЦ Сфера,
2015.
З.А. Ефанова. Занимательные
печатный
материалы по английскому языку.
Подготовительная группа. –
Волгоград: «Корифей», 1997.
А.В. Конышева. Английский для
малышей. – Минск: «Четыре
четверти», 2004.
Л.Л. Лыкова. Обучение английскому
языку дошкольников и младших
школьников. – Ярославль:
«Академия развития», 2006.
Н.И. Рыжих. Успешные шаги к
овладению современным
английским языком. – Москва: «БаоПресс», 2005.
Л.Г. Фрибус, Р.А. Дольникова. Как
детишек нам учить по-английски
говорить. Санкт-Петербург: «Каро»,
2008.
И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская.
Английский для малышей 4 – 6 лет.
– Москва: РОСМЭН, 2011.
Список аудиоматериалов:
Hello Song
Good bye Song
Colour Song
Let’s Count from 1 to 10
Family Song
Happy Birthday to you!
Mother’s Day
Head & Shoulders
I Can Walk
Days of the Week Song

45


Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».