09.11.2020
Развитие
внимание у детей 4-5 лет
Четыре с половиной - пять лет. Появление
способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Дети
- дошкольники (4-5 лет) обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание,
подчиненное той деятельности, которую они выполняют. Они могут подолгу играть в
интересующую их игру, внимательно слушать рассказы взрослых, однако даже в этих
случаях их внимание все еще характеризуется значительной отвлекаемостью, если
на них начинают действовать другие, интересные для них, предметы. Ребенок 4–5
лет, например, внимательно слушает сказку, его глаза горят живым интересом,
даже рот приоткрыт от удивления, но вот в комнату вбегают играющие дети, и
мысли ребенка сразу отвлекаются от сказки. Все это говорит о том, что
дети-дошкольники еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение
длительного времени в одном и том же направлении.
В одном эксперименте детям в возрасте 4
- 5 лет предложили указать на картинке, кто из группы катающихся на катке детей
потерял варежку. Многие из детей с этой задачей не справились, так как их
внимание все время отвлекалось другими предметами, нарисованными на картинке.
Они так и не смогли сосредоточиться на поставленной перед ними задаче и
рассмотреть в соответствии с ней руки изображенных на картине детей.
Важную роль в развитии внимания у
детей-дошкольников выполняет игра, как основной вид деятельности в этом
возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность
внимания, но и его устойчивость.
Видное место в воспитании
непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать,
подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых
усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью.
Для этого следует с ранних лет знакомить ребенка с богатством и многообразием
окружающего мира, учить подмечать то, что находится вокруг него, учить чутко
реагировать на всякое изменение в окружающей обстановке.
РАЗВИВАЕМ
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ «Упражнения на развитие
внимания часто сочетаются с развитием памяти. Это связано с тем, что внимание и
память относятся к познавательной сфере личности». «ВСПОМНИ,
КАК БЫЛО» ЦЕЛЬ: развивать
зрительное внимание. ИНВЕНТАРЬ: 3-4
картинки или игрушки с хорошо знакомыми ребенку предметами. ХОД
ИГРЫ: Вы
показываете ребенку картинки или игрушки по одной, называя их, затем После
этого ребенок закрывает глаза, а вы быстро и незаметно добавляете одну картинку
или игрушку. Он должен назвать исходные картинки или игрушки и указать на
лишнюю.
«НАЙДИ
ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
ЦЕЛЬ: развивать
зрительное внимание, научить внимательному рассматриванию и сравнению предметов
по их деталям, находить среди них одинаковые.
ИНВЕНТАРЬ: карточки
с рядом похожих предметов, среди которых есть два полностью одинаковых, а
остальные имеют некоторые отличия.
ХОД
ИГРЫ:
Выложите
перед ребенком карточки и попросите рассмотреть картинки и постараться найти
два полностью одинаковых предмета среди нескольких похожих.
«Начинайте занятия с
ребенком только тогда, когда вы оба в хорошем настроении и спокойном состоянии.
Развивающие игры и упражнения должны восприниматься ребенком положительно, без
капризов. Только тогда они принесут заметную пользу».
«БЕЗ ЧЕГО ПРЕДМЕТ»
ЦЕЛЬ: развивать
зрительное внимание, научить находить недостающую часть (деталь) предмета,
развивать связную речь, тренировать в образовании форм родительного падежа существительных
в единственном и множественном числе с предлогом «без».
ИНВЕНТАРЬ: предметные
картинки с каким – либо недостающим элементом, поломанные игрушки.
ХОД
ИГРЫ:
Вы
предлагаете ребенку найти то, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки,
и правильно ответить на вопрос: «Без чего предмет?».
Например:
корова без рогов, петух без гребешка, машина без шины, дом без окон.
ТРЕНИРУЕМ
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ «Слуховое
внимание, или умение сосредотачиваться на звуке, необходимо развивать даже
тогда, когда у ребенка от природы острый слух. Делать это нужно в первые годы
жизни». «ЗВУКИ
ВОКРУГ НАС» ЦЕЛЬ: развивать
слуховое внимание и связную речь, тренировать умение вслушиваться, отличать
окружающие звуки друг от друга, совершенствовать грамматический строй речи. ХОД
ИГРЫ: Вы
предлагаете ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам, чтобы
определить, что это за звуки: сигнал машины, щебет птиц, жужжание мухи,
разговор прохожих и т. д. Ребенок должен ответить полным предложением,
например: «Я слышу, как сигналит машина, жужжит муха» и т.д. «Музыкальный
слух развивается медленнее, чем фонетический. Связано это у людей с недостаточной
практикой. Поэтому рекомендуется родителям слушать музыку вместе с ребенком». «ЧТО
ЛИШНЕЕ?» ЦЕЛЬ: развивать
слуховое внимание , научить выделять на слух среди нескольких слово,
относящееся к другой обобщающей группе, обосновать свой ответ полным
предложением. ИНВЕНТАРЬ: ряд
из 4-5 знакомых ребенку слов (без
картинок), 3-4 из которых относятся к одной обобщающей группе, а одно слово к
другой. ХОД
ИГРЫ: Вы медленно и четко проговариваете
слова, а ребенок должен выбрать из них не подходящее по смыслу к другим слово.
Например, из слов: автобус – трамвай – самолет – пылесос – поезд ребенок должен
исключить пылесос, т.к. этот предмет относится к бытовым приборам, а остальные
– к транспорту и т.д.
Предложенные игры способствуют улучшению
внимания – его устойчивости, концентрации, переключению и распределению.
Чаще импровизируйте,
играя с ребенком в развивающие игры, и тогда результат не заставит себя ждать!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2020
Дата обновления: 22.11.2020
Дата публикации: 09.11.2020