08.09.2021
Развитие познавательных способностей у дошкольников
(консультация для родителей)
В старшем дошкольном возрасте
познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие
познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка
в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. От уровня развития познавательных процессов дошкольника зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
В детском саду для детей проводятся занятия, направленные на развитие
познавательной активности. Однако, в познании мира ребенком большая роль принадлежит семье. Если в семье
принято, что родители вечера напролет проводят, щелкая пультом телевизора с
одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с
ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует
развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с
ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него
форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.
Познание для ребенка должно быть
увлекательным занятием, игрой. Ни в коем случае познание не должно стать
скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться.
Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных
занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается
инициатива и самостоятельность.
Развивающие занятия с ребенком
требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их
можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в
поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как
весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как
цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка –
это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается
ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а
ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.
Упражнения, способствующие развитию восприятия
Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой
рисунок).
"Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате",
"Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану -
схеме).
«Узнай форму» (узнать
в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
« Найди отличия»
(учить находить отличия у похожих предметов).
«Построй по росту»
(построить предметы, соответственно их высоте).
«Сложи картинку»
(составить из частей целую картинку).
«О чем я говорю?»
(взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком
предмете идет речь).
«Какое время года?»
(взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).
«Угадай предмет»
(взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок
должен узнать предмет).
Упражнения,
способствующие развитию внимания
-«Да и нет не говорите.
Белого и черного не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок
отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить
«да» и «нет».
- Игры –
головоломки, лабиринты, загадки.
- «Найди
отличия». «Найди два одинаковых предмета».
- «Будь внимателен» Выполнение гимнастических
упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает
упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит:
«Пожалуйста!».
- «Где что было» (ребенок
запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый
передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
- «Назови, что ты видишь» Ребенок за одну минуту
должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
- «Карлики и великаны»
(ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на
его действия).
-
Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом
все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить,
попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к»,
подчеркнуть все буквы «о»).
- Раскрашивание
по образцу.
Упражнения, способствующие развитию мышления и
речи
- «Разложи картинки».
Учить учитывать последовательность событий.
- «Найди в ряду лишнюю фигуру».
- «Творческий подход».
Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка,
орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный
предмет.
- «Оканчивание слов». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
- «Антонимы». Ребенок
подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый,
сильный – слабый).
- «Уникуб», «Лото», «Домино»,
мозаики, конструкторы.
- Загадки.
- «Назови
пять видов фруктов, похожих на яблоко»
- «Поиск общего» например, найди общие признаки между предметами: книга, телевизор
- «Что в чем?». Определи,
чему принадлежит указанная часть предмета. Например: листок-книга,
книга-библиотека.
- Игра «Почему это
произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных
ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами...
- Игра «Что может произойти,
если…» - Растение долго не поливать…; - На раскаленную сковородку капнула
вода…; - Мальчик чиркнул спичкой…
- Игра: "Найди лишнее". 1.Помидор,
капуста, яблоко, огурец, редис; 2 Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета; 3.
Роза, гвоздика, астра, берёза, пион; 4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч и т.д.
Упражнения, способствующие развитию памяти
- «Детектив». Развитие произвольного запоминания;
ребенок в течение 15 минут рассматри- вает 15 картинок, после чего картинки
убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
- «Пирамида». Развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый
называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его;
затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый
называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.).
- «Следопыт». Взрослый
показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок
отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
- «Одежда». Ребенок должен
вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
- Нарисуй такой же. Взрослый
рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен
нарисовать такой же предмет.
- «Я положил в мешок».
Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен
вспомнить, что лежит в мешке.
- «Короткий рассказ».
Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
- «Башня». Ребенку показывают
схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур.
Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
- «Фигурка из палочек».
Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок
запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Упражнения,
способствующие развитию воображения
- Игра «Дорисуй».Каждому игроку
раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать
до воображаемого предмета.
- Игра «Выкладывание фигур». Ребёнку
предлагается из определённого числа палочек сложить какую-нибудь фигуру. Можно
договориться, что разрешается использовать другие необходимые предметы.
-
Игра «Чудесный лес». Ребенку дать лист бумаги с
рисунками, на которых нужно дорисовывать то, что лишь намечено: ветки, муравьи,
животные, бабочки, цветы. Ребёнок рисует то, что, как ему кажется,
там должно быть нарисовано. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все
заготовленные фигурки. Можно устроить сочинить сказочную историю о чудесном лесе. Также можно играть в игры
«Чудесный дом», «Чудесное море» и т.д.
- Игра
«Сочиним историю». Взрослый начинает историю: «Жили – были…» - далее придумывает ребенок. Каждый участник игры говорит по
предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному
сценарию, сделать его более осмысленном.
- «Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши.
«Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок,
который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй
кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое
изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.
- Взрослый может попросить
ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у него со следующими
словами: зима ( снег, санки, лыжи, холод и т.п.);
время; бедность; жара; терпение; обед; нежность; счастье...
- Игра «Письмо». Когда-то
люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить
детям написать своим друзьям рисованное письмо. Например, пусть ребенок напишет
своему другу " пойдем вечером играть в футбол ". А можно просто
попросить детей написать друг другу письма - рисунки, а потом проверить поймет
ли адресат, что ему было передано в этом письме.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.12.2021
Дата обновления: 02.12.2021
Дата публикации: 08.09.2021