26.06.2022
Консультация для родителей
Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет
Данная консультация поможет родителям малышей разобраться
в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как
реагировать на некоторые выходки изменившегося ребёнка, а главное, как помочь
малышу справиться с самим собой.
Малыша-ангелочка, которого вы родили около двух с половиной лет
назад, исчез. Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он издевается,
проверяет нервы на прочность и с интересом любуется на вас, когда вы вне себя.
Это кризис трёх лет. Первые два – кризис новорожденности и года – прошли
незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать внимания, жить
как раньше – невозможно. Что с ребёнком? Всё в норме. Дитятко прожило
достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение, поведение, действия,
манеры воспринимались ребёнком как его собственные. И вдруг такая находка –
«Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту находку нельзя потрогать,
попробовать на зуб, разобрать, ей можно позабавиться, только проявляя в
поведении, чем дитё охотно и занимается: ноет, закатывает истерики, выражает
строптивость.
В простонародье таких детей по-разному называют. Возрастные же
психологи говорят, что кризис развития нужен для формирования личности ребёнка.
А вот как пройдёт этот кризис и каким после станет ребёнок, зависит от
взрослых. Поэтому вот вам руководство к действию. Наберитесь терпения.
Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, бунт, деспотизм, обесценивание
человеческих норм поведения – характерные черты этого периода. Не думайте, что
«вам достался» несносный ребёнок, он просто ещё не научился себя вести. Он не
знает как «играть» со своей находкой «я».
- Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она –
хорошая или плохая. Именно в этот период закладывается самооценка, а значит,
задача родителей – не скупиться на одобрения, не критиковать без веских причин.
- Ребёнку важно всё делать самому, и это не только есть,
одеваться, чистить зубы – так развивается его самостоятельность; сейчас же
формируется и независимость, а значит – важно и решения самому принимать.
Уступайте ребёнку, выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность
переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребёнка всё
существенно.
- Упрямство – своеобразный тренажёр воли, не изводите его на
корню, идите на разумные компромиссы.
- Зная об особенностях периода, смените тактику. Нравится
ребёнку проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он мог
реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Я, например, кормлю дочь,
запрещая есть из моей тарелки. Радуюсь, когда Алиса не надевает тапки, и кладу
их на верхнюю полку шкафа, обувь сразу становится востребована. Берите ребёнка
«на слабо» (тебе это всё не съесть!). Запрещая что-либо понарошку, не будьте
слишком серьёзны, развлекитесь вместе, посмейтесь над детским непослушанием.
Здесь главное, чтобы малыш точно понимал, где игра, а где реальные
требования.
- Надо заметить ещё и то, что весь негатив кризиса выливается на
человека, который ближе всех в общении. Мама часто может слышать в этот период
от отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он (ребёнок) так себя не ведёт!».
И понятно, ведь всё предшествующее время малыш жил именно мамой (или тем, кто
её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет себя данному человеку с особым
усердием.
- Часто в этот период дети становятся невозможными нытиками.
Идите снова на хитрость: делайте вид, что не понимаете неразборчивую речь, но
очень хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок, переспросите: «Хочешь
кок? Ноет бок? Очу ооок? Чулок!» Скажет как следует – получит своё.
- Хуже нытья только истерики. Соберите волю в кулак и не
обращайте внимания, пусть орёт, катается по земле, главное, чтобы без травм,
остальное – пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни положительных, ни
отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт должен знать: вас этим
не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось. Если ситуация не
позволяет «оставить истерику без внимания», попробуйте отвлечь (только не
выдать желаемое); не получилось – пожалейте, обнимите, «переведите стрелки» на
сказочный, вымышленный персонаж. (Мне очень жаль, но Баба-Яга запретила тёте
продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и отвлекать – это крайняя мера, истерика должна
быть проигнорирована! И помните – все наладится. Результат прохождения кризиса
– становление воли, самостоятельности, гордости за свои достижения. Успехов
вам!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.06.2022
Дата обновления: 26.06.2022
Дата публикации: 26.06.2022