Дизартрия - это...

01.09.2022

 Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. 

   Клиническая картина дизартрии сложна. Основными её проявлениями являются нарушения звукопроизношения, голосообразования, а также нарушения ритма, темпа и интонации. 

  Состояние неречевых функций у детей со стёртой дизартрией характеризуется качественным своеобразием. Это проявляется в специфических особенностях ВПФ, моторной сферы и личностном развитии детей. Данные нарушения были подробно исследованы Р. И. Мартыновой, Л. В. Лопатиной, В. А. Киселёвой. Авторы отмечают, что дизартрия возникает вследствие патологии пренатального, натального и постнатального периода развития. Среди причин пренатального периода отмечается токсикоз беременности, острые и хронические инфекции, интоксикации, кислородная недостаточность. Причинами натального периода являются затяжные или стремительные роды, резус — конфликт, асфиксия, слабость родовой деятельности.. В постнатальный период развития у детей с дизартрией выявляется нарушение сна, беспокойство, слабость крика, повышенное утомление, вялость акта сосания.    У детей раннего возраста могут возникать такие заболевания, как менингиты, менингоэнцефалиты, травматические нарушения, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы. 

 

 Следует отметить особенности ВПФ у детей со стёртой дизартрией. Важные данные были получены в исследовании В. А. Киселёвой. Она отмечала, что при обследовании зрительного гнозиса у детей со стёртой дизартрией обнаруживается сужение объёма восприятия. А при обследовании оптико-пространственного гнозиса у детей проявляются изменения стратегии восприятия, а также зеркальность при выполнении проб. Неоднократно в работах Р. И. Мартыновой отмечается, что для детей с дизартрией характерны вегетативные нарушения. Они часто проявляются в виде посинения, потливости, похолодания конечностей. Р. И. Мартынова выявила тот факт, что для большинства детей со стёртой дизартрией характерно снижение работоспособности. Это проявляется в том, что дети с данной речевой патологией в начале занятия являются более активными, внимательными, чем в конце. Автор провела диагностику особенностей восприятия, памяти, мышления по тестам Бинэ и Декедра. На этом обследовании дети давали неточные ответы. Исследователем было обнаружено снижение объёма слухоречевой памяти, замедление мыслительных процессов, недостаточность восприятия предъявляемого объекта. Р. И. Мартынова исследовала у детей со стёртой дизартрией и особенности памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. Так, нарушение памяти проявлялось в снижении объёма запоминания речевого материала и быстром его забывании. Особенности внимания у детей с дизартрией проявляются в чрезмерной отвлекаемости ребёнка, в неумении сосредоточится на одном роде деятельности. 

Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде быстрой истощаемости нервной системы, эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте такие дети склонны к раздражительности, плаксивости, частой смене настроения. Истощаемость этих детей ярко проявляется при любой интеллектуальной нагрузке. Как отмечала Р. И. Мартынова «У детей имеется повышенная раздражительность, настойчивость, негативизм; по малейшему поводу у этих детей возникали вспышки аффекта. Дети били и кусали окружающих, щипали, грубили, лгали». Все выше перечисленные психологические особенности детей с дизартрией существенно затрудняют процесс их обучения. 

   Следовательно, для коррекции дизартрии необходим комплексный подход с участием врачей, логопедов, психологов и педагогов. Из изложенного материала можно сделать выводы: У детей со стёртой дизартрией имеется органический неврологический фон, но все неврологические симптомы (нарушение функций лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного нервов) выражены в лёгкой форме Проявление неврологической симптоматики оказывает неблагоприятное воздействие на речь и моторную сферу ребёнка. Органическая природа дефекта при минимальных дизартрических расстройствах сказывается на становлении познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и личностном развитии детей, что необходимо учитывать в ходе коррекционно-логопедической работы.Хочу такой сайт

Безусловно, вышеперечисленные особенности отрицательно сказываются на психическом и речевом развитии ребёнка. Так, Р. И. Мартынова установила, что в раннем возрасте дети со стёртой дизартрией отстают от своих сверстников по психофизическим показателям. Автором было замечено, что «У 44 % детей отмечалась задержка в развитии зубов; 64 % детей начинали ходить после 1,5–5 лет. Задержка в развитии речи обнаружилась у 92 % детей. Первые слова появлялись у большинства детей в возрасте двух — четырёх лет, элементарная фразовая речь к четырём — шести годам». Р. И. Мартынова обнаружила, что в физическом статусе этих детей имеется соматическая ослабленность, истощение, бледность или покраснение кожных покровов. У детей с дизартрией уже в раннем возрасте может отмечаться рахит, диспластичность в строении скелета, экссудативный диатез, хронический тонзиллит. Дыхание у таких детей короткое, поверхностное, воздушная струя используется неэкономно. В. А. Киселёва отмечает тот факт, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами наблюдается не резко выраженная неврологическая симптоматика. Для неё характерны признаки: наличие кифосколиоза, лицевые ассиметрии, ассиметрии глазных щелей, лопаток, наличие невусов, ангиом. По мнению автора, эти неврологические симптомы свидетельствуют о «вовлечении в функциональную дезавтономию каудальных отделов ствола головного мозга». В исследованиях Л. В. Лопатиной отмечается, что у детей со стёртой дизартрией основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с органическим поражением лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Автором было установлено, что при поражении подъязычного нерва ограничиваются движения языка в сторону, вверх, вперёд. Отмечается слабость одной половины языка, чрезмерное напряжение спинки языка, нарастающее утомление мышц, нарушение координации, отклонение языка в сторону при высовывании, парез и атрофия одной половины языка, фибриллярное его подёргивание. Это можно заметить, если предложить ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу. При этом кончик языка начнёт синеть и отклоняться в сторону. При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, при наличии синкинезий, имеется сглаженность носогубных складок, слабость надувания щёк. Поражение блуждающего и языкоглоточного нервов проявляется в попёрхивании, в глухом голосе с носовым оттенком, вялом сокращении мягкого нёба во время речи, понижении глоточного рефлекса и отклонении языка в сторону. Из-за патологии тройничного нерва у детей можно наблюдать следующие симптомы: движения органов артикуляции приблизительные, имеется сикинезии. Из-за этого дети часто попёрхиваются, имеются трудности в глотании и жевании пищи, в произнесении слов. Л. В. Лопатина обозначила всю неврологическую симптоматику у детей с дизартрией, как «пирамидную недостаточность». По данным Р. И. Мартыновой у 82 % детей со стёртой дизартрией выявлены: 1) повышение сухожильных надкостничных рефлексов (82 % детей); 2) патологические рефлексы Бабинского и Пессепа (74 % детей); 3) рефлексы орального автоматизма (44 % детей); 4) нарушения походки (76 % детей) 5) парезы рук и ног (60 % детей). По данным Л. В. Лопатиной, данные моторные трудности возникают из — за: 1) несовершенства руброспинального уровня регуляции движений (гипотанические расстройства); 2) недостаточности работы талламо-паллидарного уровня (гиподинамические расстройства); 3) недостаточности деятельности пирамидно-стриального уровня (нарушение координации, точности движений); 4) недостаточности деятельности кортикального теменно-премоторного уровня (диспраксия). 



Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.11.2023

Дата обновления: 03.11.2023

Дата публикации: 01.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».