12.10.2020
10 признаков, что ребенку
срочно нужен логопед
Причины недостатков речи у детей делятся
на две группы: биологические (наследственность, осложнения беременности и т.
п.) и социальные. Первые однозначно требуют вмешательства специалистов. Вторые
условны, зависят от индивидуальных особенностей ребенка, поддаются коррекции
или с возрастом исчезают сами.
К каждому
«контрольному» возрасту дитя должно овладеть определенным речевым минимумом. До
пяти месяцев ребенок только гулит; примерно с полугода гуление сменяется
лепетом; от 10 месяцев до года – сроки, когда малыш произносит первые слова. К
полутора годам слов должно быть порядка 20, к двум формируются первые простые
фразы: «Мама, сам!», «Деда, дай!». От 2 до 5 лет происходит формирование
разговорной речи как таковой: словарный запас, правильный порядок построения
фраз, произношение звуков и т. д. Если ориентироваться на основные вехи
развития речи у ребенка, можно вычленить 10 признаков, когда не помешало бы
проконсультироваться с логопедом.
Признак 1. У младенца до года вообще отсутствуют гуление и лепет, он молчит или
невнятно мычит, а не издает характерные для раннего возраста звуки типа «гыы»,
«агу», «кхх», «бобо», «туту» и т. п. Если это ваша ситуация, то в годовалом
возрасте ребенку нужна консультация не только логопеда, но и невролога.
Признак 2. Малышу уже 2 года, а он «все понимает, но молчит», или его словарный
запас не превышает 10−12 слов. Профессиональный консультант-логопед владеет
приемами стимуляции речи у таких ребятишек, понадобится курс занятий. Да и
вообще, оптимальный период для развития речи – именно от 2 до 3 лет. Поэтому
отвести чадо на первую консультацию к логопеду не помешает, чтобы проверить,
соответствует ли речь возрасту.
Признак 3. Ребенок, которому уже перевалило за 3, все еще говорит на своем «птичьем»
языке. Даже если он чирикает много и активно, но понятных слов очень мало, или он мямлит, глотает много звуков – пора к логопеду!
Признак 4. Малыш заменяет нормальные слова совершенно непохожими по звучанию:
вместо «зайка» – «бу», взамен «машины» – «кика» и т. п. То есть понятно, что он
имеет в виду совершенно конкретный предмет, но не может правильно озвучить его
название.
Признак 5. Ребенку уже 4−4,5, а он все еще вместо «облачко» говорит «обясько»,
вместо «ложка» – «лофка», вместо «чайник» – «тяйник»… К этому возрасту должна
практически полностью сформироваться фонетическая система, в норме маленький
человек уже правильно произносит большинство звуков, кроме некоторых особо
проблемных («р» или шипящие).
Признак 6. Ваш малыш начал говорить с запинками, паузами, повторять первые
звуки, слоги, слова, то есть заикаться.
Признак 7. Чадо переставляет звуки и слоги в словах: не «потом», а «топом», не
«болтаю» а «ботлаю». Заменяет одни простые звуки другими: вместо «к» произносит
«т», вместо «д» – «в». Это более-менее нормально для трехлетнего, но если
ребенок старше – налицо проблема.
Признак 8. Ребенок старше 6 лет не запоминает стихи, не может пересказать
короткий текст, нарушает структуру слов, пропускает слоги, глотает окончания.
Признак 9. Картавость, то есть проблемы с буквой «р» в старшем дошкольном
возрасте. Логопеды умеют «заводить моторчик», то есть ставят язычок ребенка в
нужное положение. Бывает достаточно двух-трех занятий. Сложнее с
непроизношением буквы «л» – встречается и такой дефект.
Признак 10. Малый словарный запас, корявость и скудость речи у младшего
школьника. Это случается не только у детей, с которыми мало читают и вообще
разговаривают, но и у тех, которые не испытывают недостатка внимания.
— Основная социальная причина дефектов
речи у детей – дефицит общения. Взрослые должны с младенчества вслушиваться в
звуки, которые издает малыш, повторять их, беседовать с ним, улыбаться –
короче, общаться. Так у маленького человека естественным образом формируется
желание и потребность разговаривать.
И да, не сюсюкайте с подрастающим чадом!
Это приводит к тому, что пяти- или шестилетка продолжает смягчать звуки (см.
причину 5). Говорите правильно сами!