Консультация по формированию читательской грамотности дошкольников «Приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой в семье»

18.11.2023

Консультация

по формированию читательской грамотности дошкольников

«Приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой в семье»

Цель: показать формы работы по развитию интереса у дошкольников к книгам (к сказкам)

Задачи:

1.     Вовлечь родителей в активную деятельность по приобщению детей к книжной культуре.

2.     Показать приемы работы со сказками.

3.     Развивать эмоциональные связи родителей с ребенком, поддерживаемые общими интересами и занятиями.

4.     Воспитывать у дошкольников любовь к книге, как источнику информации.

 

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Альберт Эйнштейн

А вы помните сказки? Читали ли вам сказки в вашем детстве?

Как приобщать детей к книге, а значит к художественной литературе, в дальнейшем – к чтению.

Почему возникла такая необходимость? В последнее время проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

Если вернуться на 10-15 лет назад, то мы видим воспитателя, читающего детям книгу, а дети сидят вокруг и внимательно слушают. Сейчас дети не любят слушать, их внимание быстро рассеивается, им не интересно. Наше поколение помнит то время, когда вечером собиралась вся семья и родители читали вслух книги, журналы. В каждом доме можно было найти «Роман-газету». Хорошие книги давали знакомым для прочтения. Книги покупали, выписывали, дарили, брали в библиотеке. Книга была одним из лучших подарков.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «яркую, живую картинку». Они привыкли к гаджетам, где картинка быстро меняется на другую, а в книге такого не происходит. Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным.

Дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но, вы родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Сегодня многие родители не читают своим детям книги, заменив  чтение на просмотр мультфильмов. Да, поучительных, познавательных мультфильмов, что тоже полезно, но именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Книга всегда была и есть не только источником информации, а первым помощником взрослым в образовании и воспитании детей.

Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься вы, родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

Для того, чтобы детей заинтересовать, привлечь их внимание, у нас есть различные пособия (приемы), которые вы можете взять на заметку себе и дома их создать, поиграть с детьми.

           Сказки Пушкина читаются легче, чем сказы Бажова или басни Крылова. Легкий слог, интересный сюжет, а строчки запоминаются сами собой (и часто на всю жизнь). Правда смысл некоторых из них трудно понять не только современным детям, но и взрослым. Точнее было трудно понять. Потому что мы уже во всем разобрались.

Когда читаем детям произведения А.С. Пушкина, часто возникают вопросы, когда дети слышат слова – архаизмы. С этой целью у нас появился «Словарик сказочных слов». Незнакомое слово мы обсуждаем, зарисовываем или находим картинку. И в следующий раз, читая произведение, можно заглянуть в словарик.

Несколько слов из сказок Пушкина, которые не понимают современные дети.

Ломлива

 

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин дает молодой царице очень яркую характеристику: ревнива, своенравна. А что же такое «ломлива»? На самом деле это значит, что она очень упряма и спесива, капризна и избалована. Догадаться о смысле можно вспомнив, что одно из значений глагола «ломаться» по словарю Ушакова — кривляться и жеманничать.

Полати

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Куда же отправилась почивать (в смысле «спать, отдыхать») царевна? На самом деле, это своеобразная кровать-чердак, а точнее — широкие нары, которые располагались в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной. А вот в церкви «полатями» называли деревянный помост на уровне второго этажа.

Инда

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

«Инда» встречается у Пушкина довольно регулярно, и немудрено — ведь это всего лишь вспомогательное слово. Чаще всего оно используется как подчинительный союз в значении «так что, до того, что». Конкретно в этом случае — это усилительная частица, которая выделяет слово, стоящее после нее.

Сарачинская

Вдруг в толпе увидел он,

В сарачинской шапке белой,

                                       Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец.Хочу такой сайт

Богатыри у Пушкина, кстати, тоже выезжали «сарачина в поле спешить». Собственно, «сарачин» — это мусульманин, а «сарачинская» — образованное от него прилагательное. По сути оно обозначает, что шапка выполнена в сарачинском стиле.

Пава

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава.

На кого же похожа Царевна-Лебедь? На павлина, конечно же! Пава — это просто самка этой горделивой птицы. А про женщин так говорили, когда хотели подчеркнуть их величавую осанку и плавную походку.

Скопец

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

В переносном значении — это всего лишь бесстрастный и холодный человек. Однако изначально скопец — это мужчина, подвергшийся кастрации.

Прекословить, перечит.

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни.

Взрослым вполне очевидно, что «не прекословит», значит — «не перечит». А вот детей такое объяснение еще только больше запутает. Поэтому, если будете объяснять значение этих слов, то лучше провести аналогию с выражениями «не возражает», «не спорит» и «не противоречит» — эти слова детям более понятны.

Толоконный

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Что же это за лоб такой встречаем мы у Пушкина в «Сказке о попе и его работнике Балде»? С одной стороны, толоконный — это просто сделанный из толокна, то есть — из овсяной муки. Но в разговорной речи слово «толоконный» часто имело значение «дурак».

Взыскаться

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

В понимании взрослого «взыскать» — это стребовать, получить с кого-нибудь что-нибудь — положим, алименты. Но у Пушкина этот глагол имеет совсем другое, простонародное значение — начать искать.

Маковка

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

Взрослые конечно же понимают о чем речь, а вот детям можно объяснить, что «маковка» — это то же самое, что «макушка». А если серьезно, то так еще называется купол круглой или овальной формы, или же «церковная глава» — именно так говорит нам Толковый словарь Ушакова.

Баять

Князю лебедь отвечает:

«Свет о белке правду бает;

Это чудо знаю я»

Сразу вспоминается «баюшки-баю» и привычные нам «байки». В этом есть смысл, ведь «баять» — значит просто «говорить». Хотя за пару веков слово «байки» уже успело приобрести негативную коннотацию.

Спуд

Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд.

Догадаться, куда девки складывают драгоценности практически невозможно. А тем временем, спуд — это всего лишь небольшая кадка или ведерко, которое используют при измерении сыпучих материалов. Но в ситуации, которую описывает Пушкин, «под спуд» подразумевает, что изумруды отправляются просто в скрытое место, которое нельзя трогать.

Еще один прием, который вы можете использовать у себя дома это создать книгу «Азбуку сказочных героев», для того, чтобы дети запоминали героев сказок и литературные произведения. Дети сами, прочитав, дома новую сказку, могут принести картинку с изображением понравившегося героя и могут распечатать (т.к. у многих сейчас есть компьютер) героев произведения, могут нарисовать.

И еще одна «изюминка» это – «Шкатулка стихов».

Цель – заинтересовать детей в заучивании стихов. В шкатулке карточки со стихами, на которых с одной стороны текст, а с другой – картинка. Дети, не умея еще читать, по картинке понимают, какое здесь ранее выученное стихотворение. Все дети любят соревновательный момент. Соревнуясь, кто больше вспомнит стихов, дети незаметно для себя повторяют изученные стихи. Дома вы можете вместе с детьми так повторять стихи, развивая, кстати, и свою память.

          Изучая волшебные сказки А.С. Пушкина у нас появилась волшебная коробочка «Золотое дно», в которой лежат самые разнообразные предметы, взяв которые ребенок может придумать историю, сказку про них. И каждый раз это может быть совершенно другая история.

        В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.11.2023

Дата обновления: 18.11.2023

Дата публикации: 18.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».