29.08.2024
В межаттестационный период велась работа с детьми с
ограниченными образовательными потребностями (ОВЗ - с тяжелыми
нарушениями речи). Работа велась совместно с учителем – логопедом, воспитателями
и специалистами ДОУ. Была разработана
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (ТНР) сроком на 2 года и индивидуальные образовательные
маршруты. Индивидуальная работа с детьми велась в соответствии с рекомендациями
ТПМПК.
Основные принципы совместной
коррекционной работы учителя – логопеда и музыкального руководителя
ü принцип всестороннего воздействия
ü принцип доступности и
индивидуального подхода.
Содержание и
дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются
дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых
нарушений;
ü принцип наглядности;
ü принцип постепенного усложнения
двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Занятия строятся на основе общих положений
коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в
речевом развитии:
Занятия проводятся систематически, т. к. только при
этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные
динамические стереотипы;
- совместное
проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным
руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;
- тетрадь взаимодействия;
- совместный подбор методической литературы,
пособий и репертуара;
- участие учителя-логопеда в
подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых
мероприятий;
- составление картотек речевых игр,
игр со словом и т. д;
- выступление музыкального
руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных
упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;
- использование на музыкальных
занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр,
логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок
и песен, вокально-хоровая работа.
Учитель-логопед |
Музыкальный
руководитель |
постановка
диафрагмально-речевого дыхания |
|
укрепление мышечного
аппарата речевых органов средствами логопедического массажа |
формирование
оптико-пространственных представлений |
формирование
артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков |
формирование и
закрепление произносительных навыков |
коррекция нарушенных
звуков, их автоматизация и дифференциация |
формирование
зрительной ориентировки на собеседника |
развитие
фонематического восприятия, анализа и синтеза |
развитие координации движений |
Совершенствование
лексико-грамматической стороны речи |
формирование умения
передавать несложный музыкальный ритмический рисунок |
обучение умению
связно выражать свои мысли |
воспитание темпа и
ритма дыхания и речи |
обучение грамоте,
профилактика дисграфии и дислексии |
развитие произвольной
мимической моторики |
развитие
психологической базы речи |
формирование
просодики |
совершенствование мелкой моторики |
развитие
фонематического слуха |
Таким
образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и
музыкального руководителя успешно способствовала улучшению общего эмоционального состояния
детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного
диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его
выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействовала
устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка.