01.09.2020
Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат(губы, язык, голосовые связки, дыхание) ребёнка достигают определённого уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит, Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда и потребность пользоваться речью. Принято считать, что ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь со второй половины первого года жизни, но реагирует он на речь уже с первых недель.
- Поэтому мамам тихим и ласковым голосом, медленно проговаривая слова, необходимо разговаривать с младенцем с первых дней жизни и не забывать о том, что ребёнок нуждается в постоянном, близком общении, в первую очередь с мамой и папой, с первых дней жизни и до 10-12 лет, как минимум. Чем больше вы в раннем возрасте (от рождения и до 2 -3 лет) будете проговаривать с малышом слова, называя предметы и выполняя различные действия, тем быстрее у него будет формироваться активный (проговаривание) и пассивный (понимание) словарь.
Этапы речевого развития
Если речь вашего ребёнка развивается нормально, то примерные этапы речевого развития таковы:
- гуление (первые издаваемые звуки) от 1-2 мес. до 5-6 мес; - лепет (повторяемые слоги) от 4-5 мес. до 9-15мес, (обычно совпадает с возможностью ребёнка сидеть), - первые слова к 9-12 мес, (совпадает с ходьбой)и могут колебаться в объёме от 2-3 слов до 20-30 слов; в большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. - фраза из двух слов к 15-18 мес; Звукопроизношение формируется, чаще всего, так же в определённой последовательности:
- с 6-7месяцев появляются чёткие звуки, чаще гласная [А], могут быть согласные [П], [Б], [М], [К],[Т] и некоторые другие; - к концу первого года ребёнок произноситгласные [А], [У], [И]и некоторые согласные [М], [П],[Б], [Н], [Т], [Д], [К], [Г], причём одни дети произносят большее число звуков и более отчётливо, другие меньшее и менее чётко;
- к 2 годам добавляются гласная [О] и согласные [С], [З];
- к 3-4 годам гласные [Э], [Ы], йотированные гласные [Я], [Ю], [Ё], [Е], и мягкие пары уже усвоенных согласных, кроме того согласные [С’], [З’], [В], [Ф], [Х], [Л’];
- к 4 годам у ребёнка сформированы практически все звуки речи, за исключением сонорных звуков [Л], [Р] и [Р’], а некоторые дошкольники правильно произносят и эти звуки.
- к 5 -6 годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность детей.
Перечисленные выше примерные этапы формирования звукопроизношения наблюдаются у дошкольников, родители которых не ожидают самостоятельного «спонтанного» развития речи у детей, а позаботились о мерах, которые позволят малышу гармонично развиваться и овладевать правильной речью, а в дальнейшем успешно осваивать знания в детском саду, школе и высших учебных заведениях.
Рекомендуем папам и мамам обратить внимание на приведённые выше советы, и желаем успехов в нелёгком труде БЫТЬ ЗАБОТЛИВЫМИ РОДИТЕЛЯМИ.