04.03.2020
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи
своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а
звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при
просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной
речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции
звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты Ваших занятий с ребёнком по
произнесению речевого материала с поставленными звуками. В идеале необходимы
ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная
консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих
детей поставленные логопедом звуки.
Автоматизировать звук –
это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.
К автоматизации поставленного звука можно
переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно
правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем
случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще
недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных
навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения
закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и
т.д.
Автоматизация звука осуществляется
по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в
строгой последовательности:
- автоматизация
звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация
звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация
звука в предложениях;
- автоматизация
звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация
звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация
звука в разговорной речи.
Главная задача этапа автоматизации
звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги,
слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому
материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Дети в возрасте до 5-6 лет не в
состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их
внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне
прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых
действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю
тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к
содержанию темы.
Материал, который изучается за неделю на
занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей
они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и
отработаны под родительским контролем. Чем чаще вы будете заниматься
звукопроизношением, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. У Задача
логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если
домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом:
результат зависит от тренировок.
Таким образом: исправление
речи - длительный процесс, требующий систематических занятий и Вашего участия.
Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на
предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует
усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!