10.02.2021
Консультация
для родителей
«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»
Цель: Привлечь
родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя
умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.
Содержание
И родители, и педагоги знают, что математика - это
мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его
познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности
математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность
обучения математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к
школе это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать,
складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть
результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике
по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В.
В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.), эти
умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных
знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения
продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше
мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению "проблем с
математикой».
В современных обучающих программах начальной школы
важное значение придается логической составляющей. Развитие логического
мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной
деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные
связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе
причинно-следственной связи.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет
больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен
элементам школьной программы (счету, вычислениям и
т. п.).
Однако не следует думать, что развитое логическое
мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует
смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что
развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях,
когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
При организации специальной развивающей работы над
формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное
повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня
развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и
навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо
научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы,
приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает
способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают
у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и
умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой
занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка
умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные
решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи
необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная
задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо
понять, в чем тут хитрость.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые
активно используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений
в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать
их и при домашнем закреплении полученного материала.
Логические задачи.
1. Миша ел яблоко большое и кислое. Таня—
большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2.Даша и Катя
рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Катя,
если Даша не рассматривала в журнале?
3. Тима и Боря
рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Тима, если Боря не
рисовал дом?
4. Под елкой
цветок не растет,
Под березой не
растет грибок.
Что растет под
елкой?
5. Все рыбы
дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые
мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в
футбол – мальчики?
Если ребенок
не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился
концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может
помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие,
взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после
второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок
догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные
народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
Два конца, два
кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша,
нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом
одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во
сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Логические игры.
Ребенку
зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц,
медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей
старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая
им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ,
птицы - ...
Классификация
Ребенку дают
набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть
их и разложить на группы.
Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является
"лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Чередование
Предложите
ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что
бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом,
можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен
представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты
видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их
сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они
похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно
затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно
производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по
существенным признакам.
Пары слов для
сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и
молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Отгадывание небылиц
Взрослый
рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен
заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот
что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно,
листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как
зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и
убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по
лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет.
Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на
речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я
подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Представленные игры это лишь малая часть из
существующего разнообразия игр для развития умственных способностейРазработано
множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в помощь
родителям. На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий
с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся
всевозможные задания для развития детей. Не забывайте о классике логических
игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.
Для подобных занятий не обязательно отводить
специальное время для, можно тренироваться в любом месте. Например, во время
прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только
математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с
собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не
переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию.
Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме
и не занимать много времени.
Таким образом, за два года до школы можно оказать
значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если
ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с
математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной
школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем