Как объяснить ребенку, что быть первым - не самое главное?

28.04.2019

Так уж устроено наше общество, что уже начиная с детского сада, ребёнку объясняют, что быть первым – это хорошо. И получается, что тот, кто первый, как будто в чём-то лучше, чем второй и третий. А быть последним – ужасно. 

Дети до 7 лет не могут понять, что быстрее-выше-сильнее имеет смысл только в некоторых ситуация, у них нет относительности. Они – максималисты и повторюшки. Им не объяснить, что есть дела, в которых спешить просто не допустимо. Если быть первым хорошо, значит, это хорошо везде. И в эстафете на физкультуре, и в поедании супа, и в создании поделки... 

В итоге, все хотят быть первыми. При этом не берется в расчёт, что от скорости часто страдает качество. Тот, кто быстрее всех вымыл руки, мог просто сунуть их под воду и тут же вытащить, кое-как вытер о полотенце. Тот, кто быстрее всех нарисовал рисунок, мог сделать это тяп-ляп. Но это не важно дошкольнику. Он успел, он – круче всех. 

Иногда доходит до смешного. Теряется весь смысл, всё удовольствие от процесса. Что толку от того, что ты быстрее всех съел творожную запеканку со сгущенкой, если ты даже не почувствовал её вкус. Какой смысл от рисования палочек и закорючек, если ты вперед всех выполнил задание, а потом смотрел в окно, но при этом нет ни одной аккуратно нарисованной фигуры. 

И родители всё это объясняют, повторяют раз за разом. Показывают, что есть вещи важнее скорости. И очень часто – без толку. Надо что-то более сильное, чем объяснение. Что-то, что заставило бы ваше чадо задуматься, что есть нечто куда более ценное, чем быть первым. 

Что может быть важнее, чем быть первым? 

Для меня – это умение уважать тех, кто рядом. Готовность помочь. Доброе внимательное человеческое отношение к другому, какими бы особенностями он не обладал. Именно этому я учу своих детей. 

Если это близкая для вас позиция, и вы хотите помочь своему ребенку увидеть то, что есть нечто более важное, чем быть первым, вы можете:

1. Намеренно создавать ситуации, где вы будете делать что-то дольше, чем ребёнок, но при этом результат будет очевидно лучше (строить башню, рисовать, выкладывать из мозаики, вязать, выжигать и т.д.). Давай сейчас ты сделаешь своё так, как ты хочешь, а я - своё. При этом можно привлекать ребенка к участию в вашей поделке и радоваться тому, что он помогает. Говорить о том, как вам важно его участие, обращаться внимание на то, что получилось, благодаря совместным усилиям.

2. В ситуациях, когда ребенок торопится, чтобы быть первым, обращать внимание на то, что происходит вокруг, особенно - с другими людьми. Привлекать его к совместной деятельности или помощи. Когда мой сын лет в 5 начал постоянно убегать от меня по дороге от садика до дома, чтобы прийти быстрее меня, мои попытки остановить его не работали никак. И тогда мы начали играть в игру: доведи другого с закрытыми глазами. Надо сказать, что нам нужно было идти всё время по тротуару, поэтому ведущим мог быть как он, так и я. Сначала закрывал глаза он, а держала его за ручку и приговаривала: "Вот так, понемножку, потихоньку. Осторожно! Ступенька..." А потом это делал он. Было весело и он перестал убегать.

3. Выбирать занятия, в которых нет места индивидуальному первенству, в первую очередь, это то, что вы можете делать вместе с ребенком, получая удовольствие от процесса, а не от результата. Вместе сварить суп, построить дом из диванных подушек или собрать новый конструктор. Также есть игры, в которых могут выиграть либо все, либо - никто. Одна из таких настольных игр - "Буря в пустыне".

А самое главное - относиться спокойно к тому, что ребенок все время хочет быть первым. Чем меньше вы будете внимания уделять попыткам успевать быстрее всех, тем скорее он поймет, что это далёко не самое главное.Хочу такой сайт

Наверх

.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».