12.01.2023
«Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников».
Цель:
- заинтересовать
родителей данной проблемой;
- дать родителям
знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка дошкольного
возраста.
Чувство патриотизма так многогранно по
своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и
любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства
своей страны.
Патриотизм
проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в
каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о
нем применительно к детям дошкольного возраста?
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их
возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший
дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не
только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно
услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что
воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.
Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - Как нельзя больше относиться к данному
вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к
впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С
младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему
глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро,
которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван
Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться,
показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие,
дружбу, взаимопомощь.
У каждого народа свои сказки, и все
они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к
поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то,
что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие
попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в
состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки,
пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком
легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к
отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу,
к своей стране.
Очень
рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно
оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к
конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево,
тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими,
родными, остающимися в памяти на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого
педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно
выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не
увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у
маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель
должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к
Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо
всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день –
это и есть его Родина.
Взрослый
выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет,
регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в
силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у
них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как
готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни
которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При
воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к
событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их
интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит
в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям,
родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно
полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем
любовь к Родине.
К сожалению, известны случаи, когда
преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и
даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное
чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной
близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для
чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали
началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели
гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой
вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.
Например, отмечать профессиональные праздники,
праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев
в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция
чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже
способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он
поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у
матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк.
Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную
систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна
из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что
все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство
стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему
героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм
военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о
своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей
с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда,
его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране.
Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о
героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает
воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей
велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе
ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ,
стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать
кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться.
Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а
укрепить эмоциональное воздействие.
Например, детям прочли стихотворение «Почему
маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает
восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага.
Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения.
Но важно, чтобы все они были направлены
не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты:
·
«Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?»;
·
«А когда вы
обрадовались?»;
·
«Какое место в
рассказе вам больше всего запомнилось?»
Одна из любимых
книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример
героизма.
Любить
Родину – это и знать её. Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни
Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины,
традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм,
как чувство проявляющееся каждодневно.
Любовь
к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только
в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на
благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной
трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна.
Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое
значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой
является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда
ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь
взрослого, его совет, пример.
Весной организуется воскресник по
уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату,
пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в
детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в
нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны.
Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно
организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от
случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по
самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы
этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был
надуманным.
Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств
у детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2023
Дата обновления: 12.01.2023
Дата публикации: 12.01.2023